|
|
|
Мировой рынок ПК: надежда на Восточную Европу
Регионы мира По данным Gartner рост объема мировых поставок 2002 года составил 2,7%, в то время как за 2001 год они упали на 4%. Согласно опубликованным 16 января цифрам, агрессивные маркетинговые кампании и снижение цен привели в 4-м квартале 2002 года к неожиданному росту продаж ПК во всем мире, что позволило Hewlett-Packard потеснить Dell Computer с лидирующей позиции на этом рынке. Мнения рыночных аналитиков по поводу определения лидера рынка ПК за весь 2002 год разошлись. Gartner отдал преимущество HP, оценив долю компании на мировом рынке ПК в 16,2%. IDC же считает, что в 2002 году лидировал Dell. Такое отличие частично объясняется разницей в оценке прошлогодней сделки между Compaq и HP со стороны исследовательских компаний. IDC, например, считает, что купив в мае 2001 года Compaq, НР сразу же отодвинула Dell на второе место по уровню продаж. Однако в третьем квартале Dell восстановил свои позиции. «Они пару раз уступали первое место друг другу. Но НР больше ориентирована на индивидуального потребителя, чем Dell, поэтому она выиграла в квартале, когда потребители были наиболее активны», — говорит аналитик IDC Роджер Кэй. Он ожидает, что в первом квартале корпоративные продажи ПК будут выше. «Вот тогда Dell, возможно, вернет себе первенство», — говорит он. Однако обе исследовательские компании признают, что доля объединенной HP уступает долям рынка, занимаемым обеими компаниями отдельно в прошлом году, в то время как Dell увеличила свою нишу на 20%. По данным IDC, по сравнению с показателями 4-го квартала 2001 года объем поставок Dell вырос на 24%, превысив 6 млн. единиц ПК. Объем поставок HP в 4-м квартале 2002 года, в то же время, упал на 9,8% по сравнению с показателями аналогичного периода 2001 года отдельно для HP и Compaq. Ведущие поставщики ПК на мировом рынке по итогам 4-го кв. 2002 г., (денежные поступления) Источник: IDC, по сообщению Reuters Эксперты IDC объяснили успехи НР увеличением спроса на ее ПК со стороны потребителей во время предрождественских распродаж. Dell в конце года, напротив, оказалась в менее выигрышной ситуации, так как ориентирована главным образом на корпоративный рынок. В первую пятерку крупнейших поставщиков ПК в мире, согласно IDC, в 4-м квартале вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.
Азия По данным исследовательской компании Gartner, рост азиатского рынка ПК в 2002 г. опередил по темпам развития мировой. Объем продаж ПК в азиатском регионе, согласно последним сообщениям Gartner, составил в 2002 г. 21,7 млн. шт., соответственно темпы роста составили 8,6% по сравнению с 2001 г. При этом общий рост мирового рынка ПК, по данным компании, составил всего 3%. Старший аналитик Gartner по компьютерным платформам в азиатско-тихоокеанском регионе Лилиан Тэй (Lillian Tay), комментирует, что рост азиатского сегмента в значительной мере обусловил общемировой позитивный рост рынка. Основу роста составил рынок ПК для мелкого и среднего бизнеса и для дома, а также мобильные ПК. В Гонконге, тем не менее, на темпах роста негативным образом сказалось отсутствие покупательской лояльности и высокий уровень безработицы, в результате уровень продаж снизился на 4 % по сравнению с предыдущим годом. «Sony, Sharp и Samsung в 2002 г. вели агрессивную политику продаж ноутбуков на гонконгском рынке. При том, что цены на ноутбуки постепенно снижаются, доходы от их продаж по-прежнему превышают доходы от продаж настольных ПК. Таким образом, вендоры уделяют больше внимания маркетинговой поддержке ноутбуков, — комментирует Анни Чанг (Annie Chung), аналитик Gartner Dataquest. — Растет покупательский интерес к беспроводным устройствам, потребители готовы оплачивать дизайн, качество и современность компьютерной продукции». Знаковым событием уходящего года стало то, что Япония уступила Китаю второе место в списке крупнейших стран-потребителей персональных компьютеров по итогам продаж в 2002 году. По оценкам Ассоциации предприятий электронной промышленности и сферы информационных технологий Японии (JEITA), продажи компьютеров на внутреннем рынке составили в 2002 году 10 млн. экземпляров, что на 11% ниже показателей предыдущего года как в физическом, так и стоимостном выражении. В то же время, в Китае за год было, по предварительным оценкам, продано 10,8 млн. компьютеров. Безоговорочное лидерство сохраняет за собой США, где продажи составили 47,8 млн. единиц. В ноябре 2002 года тайваньский исследовательский центр Market Intelligence Center (MIC) прогнозировал, что в 2003 г. рост продаж тайваньских производителей ПК составит 3%, рост производства — 4,7%. В то же время, существуют и другие оценки перспектив тайских производителей. Так, компания Tatung, заводы которой находятся в Китае, Мексике, Нидерландах и Таиланде, рассчитывает в 2003 году на рост 20%, что составит 8 млрд. тайваньских долларов. Эта компания является партнером Microsoft по разработке планшетных ПК и беспроводных дисплеев по технологии Mira. Производитель ПК под собственной торговой маркой Acer ожидает, что рост в 2003 году составит 130 млрд. тайваньских долларов, т.е. почти 80% по сравнению с 2002 г. First International Computer (FIC), который в 2002 г. зафиксировала самый низкий объем продаж за последние 4 года, ожидает рост на 20% — 45 млрд. тайваньских долларов, по утверждению президента информационной группы компании Джина Шу (Gene Sheu). Mitac International перенесет фокус на производство карманных ПК и смартфонов, за счет чего планирует увеличить объем своих продаж в этом году на 30%.
* общий доход (не только ПК); Legend сохраняет свои позиции лидера по продажам ПК на азиатском рынке. На втором месте идут Hewlett-Packard и IBM. Dell зафиксировал максимальный рост в 2002 г., составивший 23%. Компания укрепляет свои позиции, в частности, на территории Китая, что также способствует повышению темпов роста, и вместе с тем, поддерживает взаимоотношения с Австралией, Малайзией и Сингапуром. Японский рынок сильнее всех пострадавший от глобального замедления экономики, продолжает уменьшаться. Южно-корейская компания LG IBM предполагает в 2003 г. увеличение южнокорейского рынка ПК на 7.8%, что составит 2.94 млн. ПК. Рост продаж настольных ПК возрастет на 6,3%, ноутбуков — на 15.4%. Подобные прогнозы строятся с учетом спада на 7,3% (2,73 млн. ПК), зафиксированного в 2002 году. Однако, представители Samsung Electronics в свою очередь ставят под сомнение перспективы рыночного роста. Samsung придерживается более умеренных прогнозов относительно развития рыночной ситуации. Топ-менеджеры компании говорят о низкой покупательской способности, а также невысоком уровне спроса на ПК в корпоративной среде. В этой связи они высказывают предположения относительно продолжения спада на рынке в 2003 г. По оценкам Samsung, объем южнокорейского рынка ПК в 2002 г. сокращается на 10% (2,3 млн. ПК) TriGem Computer прогнозирует в этом году сокращение продаж настольных ПК на 5% (1,91 млн. штук), наряду с ростом продаж ноутбуков — до 10% (2,5 млн.). По этим же оценкам, общий объем продаж ПК в Южной Корее сократится на 8,7% — около 2,4 млн. штук.
Восточная Европа Объем поставок компьютеров в страны Восточной Европы увеличился, по данным IDC, в 2002 году на 16%, превысив общемировые темпы за счет роста зарплаты и притока инвестиций в регионе. Аналитик IDC Лукаш Рашка (Lukas Raska) заявил агентству Reuters, что в 2002 году в регионе было продано более 5 миллионов компьютеров, причем объемы продаж ноутбуков выросли на 28%, серверов — на 22%, а ПК — на 15% по сравнению с 2001 годом. В 2002 г. быстрее всего в Восточной Европе рос спрос на ноутбуки Источник: IDC, по сообщению Reuters Хотя объемы поставок в числовом эквиваленте остаются невысокими по сравнению с общемировыми, регион Восточной Европы рассматривается как один из основных источников роста для индустрии, пытающейся выбраться из двухлетнего периода спада производства. «Основными факторами роста в регионе в ближайшем будущем будут увеличение прямых иностранных инвестиций, повышение заработной платы, вступление (ряда стран) в ЕС и благоприятная динамика курсов местных валют», — отметил Рашка. Укрепление валют ряда кандидатов на вступление в ЕС, например, Чехии привело к снижению импортных цен на компьютеры и другую высокотехнологичную аппаратуру и, как следствие, к повышению спроса на них. Двумя странами с самым высоким приростом поставок компьютеров стали, по данным IDC, Россия и Польша. Западная Европа В странах Западной Европы в 2002 году отмечалось превышение прогнозируемого объема поставок на корпоративный и потребительский рынок, но в целом наблюдался спад, около 0,5%. Исследуя положение в различных регионах по результатам 3-го квартала 2002 г., компания IDC указывает, что хуже всего обстоят дела именно в Западной Европе, где общие продажи составила $2,936млн, что на 12,4% ниже прошлогоднего уровня и на 7% — показателей 2 квартала этого года. Анализ по странам региона показывает довольно разнообразную картину, что в немалой степени связано с культурными особенностями стран. Британия и Франция выглядят более устойчиво, чем Германия или Италия, в которой отмечается снижение продаж компьютеров на 23,3% по сравнению с 2001 годом. Картина по поставщикам также неоднородна и демонстрирует сезонные изменения в бизнесе и степень эффективности реорганизаций в некоторых компаниях. Общий доход европейских продавцов составил $2682 млн., при этом 33% рынка приходится на долю НР, 30% занимает IBM, 13% контролирует Sun, 10% — FSC, 6% — Dell и 8% приходится на прочих поставщиков.
Кирилл Корнильев: Развитие
Cnews.ru: Какие события 2002 года, на ваш взгляд, будут иметь решающие последствия для развития рынка информационных технологий в мире и в России? Кирилл Корнильев: В развитии Заметной тенденцией также стал новый этап развития интернета как дополнительного средства ведения бизнеса. Построение порталов, использование Не могу не отметить растущий интерес клиентов к решениям «под ключ». Соответственно, в проектах меняется роль компаний — системных интеграторов. Такой качественный шаг переопределяет уровень интереса заказчиков к вопросам консалтинга, как в области IT, так и в области бизнеса. Рынок консалтинговых услуг пока находится на раннем этапе развития, но позитивные изменения уже наметились.
Российские производители компьютеров прожили 2002 год неплохо. Большинство руководителей крупных отечественных ИТ-компаний оценивают его как «великолепный» и «замечательный». Некоторые российские компании даже начали задумываться о выходе на внешние источники финансирования в связи с явной необходимостью наращивания бизнеса. Помимо этого, многим компаниям стало не хватать имеющихся производственных мощностей, и повысился интерес к сторонним сборочным предприятиям. Так, например, зеленоградский завод «Квант» неоднократно становился в прошлом году предметом спора хозяйствующих субъектов за контроль над комплексом. По данным российской исследовательской компании IT-Research, общий объем нашего рынка компьютеров в 3 квартале 2002 г. оценивается в 712 тыс. шт. 92,3% этого количества приходится на настольные компьютеры, примерно 5,6% на ноутбуки и около 2,1% на серверы (на платформе Intel). По сравнению со 2 кварталом объем продаж ПК вырос более чем на 19,6%. При этом IT-Research отмечает, что динамика показателей российских производителей была несколько выше чем у зарубежных компаний. На рынке серверов рост составил 35,1%, ноутбуков было продано на 14,3% больше чем во втором квартале. Интригой года стал именно третий квартал — когда лидером продаж ПК стала компания «Аквариус». До этого бессменным лидером рынка ПК в течение двух последних лет была компания «Формоза», в этом квартале отодвинутая на третью позицию. Исследовательская компания IDC, свою очередь, считает, что полученные компанией данные свидетельствуют о том, что российский рынок ПК рос в III квартале гораздо быстрее, чем в предыдущие два квартала этого года. В официальном сообщении компании говорится, что общий объём поставок ПК в III квартале 2002 г. составил 551,9 тыс. шт., а ежегодный прирост (в количественном выражении) — 24,4%. Первая пятёрка поставщиков российского рынка ПК в III кв. 2002 г. (поставки в шт.) в интерпретации IDC выглядит следующим образом:
При этом на первую тройку компаний («Аквариус», «Крафтвей», «Формоза»), по данным IT-resarch, приходится около 17% продаж настольных компьютеров. По мнению аналитиков рынка, подтвержденному представителями компании, такой рывок компании связан с успешной реализацией ряда проектов по продаже ПК корпоративным заказчикам. Напомним, что «Формоза» является успешным игроком на рынке розничных продаж, в то время как компания «Аквариус» всегда ориентировалась на поставки корпоративным заказчикам, участие в государственных тендерах и поставки таким клиентам как ГТК и МО РФ. Компания «Аквариус» является, пожалуй единственным крупным производителем ПК, который предоставляет общественности подробную информацию о своей деятельности. Оборот одного из крупнейших российских сборщиков компьютеров, производственной компании «Аквариус» и Шуйского завода «Аквариус» в 2002 г. составил 1 млрд. 403 млн. руб., увеличившись на 89% по сравнению с 2001 г. Эти данные компания официально распространила в начале 2003 года. В группу на сегодня входят, помимо управляющей компании, производственная компания «Аквариус», Шуйский завод «Аквариус», компании «Аквариус Дата», «Аквариус Консалтинг» и «Аквариус Финанс». В течение 2002 было реализовано 144079 ПК и 7274 серверов с торговой маркой Aquarius. Прирост объема продаж по сравнению с 2001 г. (в шт.) составил по ПК — 71,5%, по серверам — 57,8%, общий рост — 71%. Ссылаясь на данные IDC, «Аквариус» сообщает, что компания занимает второе место по продажам ПК и серверов на российском рынке. Доля дистрибьюторского канала и VAR в структуре продаж ПК Aquarius составляла в 2002 году около 63%, серверов — 54%. При этом 37% ПК и 46% серверов были проданы по федеральным контрактам через компанию «Аквариус Дата». Выпуск серверов продолжает оставаться важнейшим направлением деятельности ПК «Аквариус». По данным IDC, приведенным в официальном сообщении «Аквариус», эта компания является № 1 среди российских производителей серверов (второе место по продажам в России после НР) и единственной отечественной компанией, входящей в топ-5 в Восточной Европе по продажам серверов. В 2002 году компания предпринимала усилия по расширению производства. Был выкуплен второй производственный модуль в Шуе, и началась его реконструкция. Кроме того, начались работы по строительству третьего завода. Оборот компании «Аквариус Дата» в 2002 году составил 2 млрд. 229 млн. рублей, увеличившись на 56% по сравнению с прошлым годом. В 2001 году из компании «Аквариус Дата» выделилась производственная компания «Аквариус», в которую перешли большинство сотрудников. В 2002 году затраты на поддержание сервисной сети составили $1 млн. 152 тыс. В 2002 году оборот компании «Аквариус Консалтинг» составил 652 млн. руб., увеличившись на 227% по сравнению с 2001 годом. Первым крупным проектом компании «Аквариус Финанс» стала разработка программы внешнего финансирования на 1 млрд. рублей, объявленная осенью 2002 г. В рамках программы был выпущен первый транш векселей. Изначально планировалась сумма эмиссии 50 млн. рублей, но спрос превысил предложение, и общая сумма размещенных векселей составила 85 млн. рублей. Привлеченные средства были направлены на приобретение и начало реконструкции второго производственного модуля в Шуе. Данные по оборотам всех коммерческих компаний Группы «Аквариус» приведены в таблице.
Показательно, что штат компании увеличился всего на 35 человек (на 12% по сравнению с 2001 г.), а общий оборот группы вырос на 80%. Годовой оборот на одного сотрудника увеличился примерно на 61% по сравнению с 2001 г. Однако, проект по сборке ПК под торговой маркой Hewlett-Packard на мощностях «Аквариус» в России на сегодня затормозился. Пока это производство было одним из немногих примеров достаточно успешного сотрудничества российской компании-производителя с западным конкурентом, желавшем получить выход на российский рынок. Проект по сборке в России ПК под западной торговой маркой осуществляет и Fujitsu-Siemens. Компьютеры собираются на заводе «Квант» в Зеленограде, и недавно закончился год работы проекта. Сборка ПК производится под потребности крупных проектов (такие же цели декларировались и НР с «Аквариусом»), но полностью по немецким стандартам и только из немецких комплектующих. «Мы полностью удовлетворены началом проекта. В общем итоге, за прошедший с момента запуска производства в октябре год, предприятие собрало около 12 тысяч компьютеров Scenic», — заявил менеджер по маркетингу российского представительства Fujitsu Siemens Computers Владимир Колин. К концу года количество собранных компьютеров достигло 14 тысяч. Компания пока не намерена начинать на мощностях завода в России производство ноутбуков, но вот серверы класса low-end, по мнению Владимира Колина, вполне имеют шансы.
Эдуард Воронецкий: Интернет — это мощный инструмент бизнеса, а бизнес требует регламентации
CNews.ru: В конце прошлого года в интервью CNews.ru вы отмечали, что в 2002 году на российском рынке ПК не стоит ожидать качественного и количественного роста по сравнению с 2001 годом. Насколько оправдались ваши прогнозы? Эдуард Воронецкий: Пессимистический прогноз, данный мной в прошлом году, не оправдался, чему я очень рад. Рынок, по нашей оценке, вырос на 30%. В наступившем году основные ожидания рынка (и наши в том числе) связаны с сохранением стабильности в политической и экономической сферах. В этом случае для российского IT-рынка рост в 2003 году может составить
Леонид Гольденберг: Говорить о насыщении рынка ПК в России пока явно рано
CNews. ru: Темпы роста на рынке ПК в 2002 году заметно снизились. Говорит ли это о том, что рынок близок к уровню насыщения и без дополнительных мер его стимулирования со стороны государства дальнейший быстрый рост уже невозможен? Леонид Гольденберг: Я не считаю, что в 2002 году темпы роста рынка ПК заметно снизились. Аналитики действительно говорят о И говорить о насыщении рынка ПК в России пока явно рано. Многие даже крупные предприятия и организации еще только начинают всерьез задумываться об автоматизации. Кроме того, в стране огромное количество морально и физически устаревшей техники: не редко даже в правительственных учреждениях встречаешь ПК на 286 процессорах. Активно развивается рынок малых предприятий. Хочется верить, что и у населения когда-нибудь появятся деньги на приобретение ПК, хотя сейчас, когда среднемесячная зарплата по стране составляет около 120 долларов, этот рынок очень узок. Так что я не разделяю пессимистические настроения в отношении перспектив компьютерного рынка. Если экономическая обстановка в стране останется стабильной, то ИТ-рынок будет развиваться довольно быстрыми темпами.
Геннадий Сочилин: Без вступления в ВТО наша экспансия на рынки стран-соседей будет очень трудной
CNews.ru: Какие события 2002 года на рынке портативных компьютеров, на ваш взгляд, наиболее значимы? Геннадий Сочилин: На мировой IT-рынок в 2002 году оказало влияние слияние НР и Compaq, отмечаемое многими аналитиками. Результаты этого процесса уже заметны: поглощения, которого опасались многие, не произошло, объединение было очень успешным. В отдельных сегментах рынка НР удалось обойти IBM и Dell. Однако прогнозируемый прирост доли объединенной компании на рынке мобильных компьютеров (без учета КПК), оказался не столь заметным. В общемировом смысле суммарная доля компаний по ноутбукам выросла, и это позволило объединенной НР занять «почетное второе место» после прорыва Dell. Но в России при абсолютном росте суммарная относительная доля объединенной компании НРQ уменьшилась. Это было связано с усилением доли российских производителей ноутбуков и повышением активности на российском корпоративном рынке основных общемировых конкурентов, таких как Toshiba, Fujitsu Siemens Computers, IBM и Dell. Кстати говоря, российская программа перестройки сбытовой политики Dell в дальнейшем может оказать серьезное влияние на расстановку сил. Кроме того, бренды, ранее занимавшие нижние строчки в десятке лидеров, к концу 2002 года активизировали свою маркетинговую деятельность, в числе таких компаний можно отметить ASUS. Общая активность вендоров на отечественном рынке ноутбуков привела к тому, что его объем не только рос бурными темпами, но еще и превысил все прогнозы. Вместо ожидаемых 130-135 тыс. проданных устройств, объем продаж, судя по всему, составит 140-145 тыс. ноутбуков. Одним из событий, заставившим некоторые компании поменять стратегию и обострившим конкуренцию, стал наш выход на рынок.
Аналитическая компания Gartner не ожидает роста рынка ПК ранее конца 2003 года. Согласно последнему детализированному прогнозу по мировому рынку ПК, выпущенному в декабре прошлого года аналитиками Gartner, по-прежнему наблюдаемая в экономике неопределенность и продление жизненного цикла ПК негативно сказываются на продажах, однако к концу 2003 года в компьютерной индустрии начнется подъем. Как утверждают специалисты Gartner Dataquest в своем декабрьском прогнозе по мировому рынку ПК, поставки компьютеров в 2003 году вырастут на 7,6%, что превосходит ранее высказываемые Gartner прогнозные оценки. Gartner по-прежнему верит в стабильный рост мирового рынка ПК, прогноз млн. шт. Источник: Gartner Dataquest CAGR — среднегодовой темп роста в сложных процентах на мировом рынке по прогнозу Gartner составит в период с 2001 по 2005 г — 7,1% Больше всего в Gartner опасаются сокращения корпоративных ИТ-бюджетов в сложившемся на данный момент неблагоприятном экономическом климате, не способствующем принятию решения о модернизации ПК. Сокращение расходов корпоративных клиентов может, в свою очередь, крайне негативно сказаться на продажах профессиональных ПК во всех регионах мира. В Gartner полагают, что массовая модернизация компьютеров начнется во 2-м квартале 2003 года и продлится до 2004 года. Корпоративные вложения в высокие технологии вряд ли увеличатся в 2003 году из-за слабости экономики, предположил в 6 февраля 2003 года производственный директор Dell Computer Кевин Роллинс. «Опасения по поводу войны тоже не добавляют инвесторам оптимизма», — добавил он. Роллинс также сообщил, что пока не ожидает активного восстановления инвестиций в hi-tech. «Затраты на информационные технологии будут расти с восстановлением экономики лишь постепенно. Вряд ли можно рассчитывать на активизацию вложений и с разрешением разногласий вокруг Ирака, — сказал он. — Скорее всего, это будет постепенный процесс». Роллинс также завил, что в этом году Dell намерен проводить очень агрессивную ценовую политику в связи со снижением стоимости комплектующих. Денис Борушевский / CNews.ru |