Михаил Черномордиков: Windows 8 существенно расширяет экосистему приложений
Еще задолго до релиза Windows 8 разработчики ПО знали, что новая система будет ориентирована на использование сторонних приложений. Всех живо интересовали вопросы: на каких основаниях можно попасть в Windows Store, как будут лицензироваться разработчики, как будут проверяться приложения – и многие другие. Сегодня на некоторые из них отвечает руководитель отдела экспертов по стратегическим технологиям Microsoft Михаил Черномордиков.
CNews: Какие изменения, по вашему мнению, привнес выход в свет Windows 8 в жизнь разработчиков ПО?
Михаил Черномордиков: Я считаю, что запуск Windows 8 очень успешен, потому что многие российские компании:"Яндекс", "ВКонтакте", "Афиша", ABBYY и пр. – уже создали свои приложения, и пользователи уже могут работать с ними. Мы положительно оцениваем произведенный эффект, сопоставимый с выпуском Windows 7. Windows 8 существенно расширяет экосистему приложений. С одной стороны, есть компании, которые до этого специализировались на приложениях на мобильных платформах всех производителей и в принципе не выходили на ПК. Теперь эти разработчики появляются и на рынке десктопных платформ, где получают доступ к миллионам пользователей – и не только российских. С другой стороны, мы видим хорошую возможность для разработчиков по разработке глобальных продуктов. Известно, что российские компании выпускают приложения, которые успешны во всем мире - игры, утилиты и так далее. Интересен пример, когда приложение для рисования на экране для Windows 8, созданное в России, стало одним из самых популярных по загрузкам в США.
CNews: Как, на ваш взгляд, Windows 8 повлияет именно на рынок корпоративного софта.
Михаил Черномордиков: В целом очевидно, что новые Windows-приложения для бизнеса как в России, так и в мире найдут свою аудиторию. Во-первых, за счет того, что у продвинутых корпоративных ИТ-систем появляется приложение-компаньон, которое особенно удобно для сотрудников, работающих удаленно. Его можно установить на то устройство, которое они держат у себя в руках. Такие "компаньоны" уже появляются для систем товарооборота, систем отчетности, управления контентом и так далее. Также мы надеемся, что приложения, созданные для предыдущих версий Windows, в Windows 8 силами разработчиков продолжат работу с большей производительностью. Концепция BYOD также влияет на эти процессы: в крупных компаниях сотрудники приносят свои личные устройства (ноутбуки, планшеты, смартфоны) и хотят работать с теми приложениями и интерфейсами, к которым они привыкли.
CNews: Если говорить про потребительский рынок, то одним из крупных достижений и новшеств Windows 8 является магазин приложений, который появился в системе. Расскажите, пожалуйста, о нем.
Михаил Черномордиков: Windows Store открывает действительно уникальные возможности для разработчиков, потому что он глобален. И весь вопрос в том, что данной возможностью можно воспользоваться или же не воспользоваться. Конечно, это большая свобода выбора бизнес-моделей, поскольку наш магазин поддерживает платные и бесплатные приложения.
Михаил Черномордиков: Мы стараемся предоставить разработчикам максимально прозрачную, полную информацию о том, что происходит с его приложением
Очень важно отметить, что мы не ограничиваем разработчиков в их выборе. Они могут выбрать свою собственную платежную систему, технологию продвижения продукта и так далее. Мы видим большой интерес со стороны отечественных компаний-разработчиков ПО. За три дня до запуска Windows 8 23 октября проводилось первое официальное мероприятие по вопросам разработки для новой ОС. Помимо работы с программистами там была и бизнес-часть, на которой присутствовали эксперты и лидеры рынка. Нам удалось привлечь внимание более 48 тыс. человек, которые наблюдали за мероприятием онлайн. Нас самих удивило, насколько у людей высок интерес к процессам разработки под Windows 8. Сейчас в Windows Store порядка нескольких десятков тысяч приложений. На данный момент, по данным аналитиков, эта площадка стала одной из лучших или самой лучшей платформой за историю существования таких маркетплейсов. Что же касается российских разработчиков, то мы помогаем лучшим из них с продвижением в нашем магазине как в России, так и в других странах. И здесь уже только от них зависит то, насколько качественным будет продукт, насколько интересен он будет пользователям в разных странах мира. Чем лучше его будут оценивать, тем больше разработчик сможет получить пользователей, тем шире будет охват аудитории и, в конце концов, тем больше доход. Экономика нашего магазина заключается в том, что мы предлагаем разработчикам 70% дохода от запуска приложений. Если они получают премию в 25 тыс долл, мы им даем еще больше, 80%.
CNews: Насколько известно CNews, Microsoft не навязывает, в отличие от других вендоров, получение средств от покупателей софта через собственную платежную систему. И тем самым как бы дает право выбирать разные платежные инструменты. Это формирует положительный имидж магазина? И как вы решили вопрос с подключением российских платежных систем?
Михаил Черномордиков: У разработчиков всегда есть выбор. Они могут использовать наш механизм приема платежей или делать платное приложение через нашу систему платежей. В частности, довольно быстро после запуска вышла программа QIWI Кошелек для Windows 8. Кроме того, наша платежная система работает с банковскими картами. Если пять лет назад меньше половины российского населения ими пользовались, то на сегодня эта цифра значительно возросла, то есть карт в России действительно становится очень много. Это не означает, что всеми ими активно пользуются, но это показывает на изменения за последние годы, тогда как раньше многие люди в принципе не знали, что это такое и как это работает. Что касается, собственно, пользователя, то покупать приложения он может с оплатой через банковскую карту, но разработчик, описывая приложение, может задавать и свои механизмы. Соответственно, внутри приложения пользователю может быть предложен какой-нибудь другой механизм – и виртуальные деньги, и, может быть, SMS-платежи, и так далее - в разных типах приложений эффективны разные подходы. Например, игровые разработчики нам говорят о том, что наиболее удобный механизм, несмотря на возможность использовать свою систему, все-таки предоставляет встроенная система Microsoft просто потому, что для пользователя это более простой процесс, а в играх, как мы понимаем, решение о покупке или не покупке какого-то элемента игры принимается очень быстро. Совершенно другой пример – продажи какого-либо контента, например, фильмов или книг. В этих системах традиционно используется максимальный выбор между разными платежными механизмами, поскольку аудитория, которая привыкла покупать платные книги, предпочитает иметь возможность платить с помощью разных систем.
CNews: Как Microsoft обеспечивает безопасность самих платежей и безопасность ПО, распространяемого через магазин контента?
Михаил Черномордиков: Процесс управления контентом был достаточно хорошо отлажен еще в ранее созданных продуктах Microsoft. Я имею в виду Windows Phone со своим магазином приложений, и Xbox Live. Мы используем этот наработанный годами опыт, и в том числе, в условиях российской специфики. Прежде всего, все приложения, которые разработчики загружают в наш магазин, проходят обязательную сертификацию по разным критериям, конечно, и с точки зрения безопасности. При этом на странице приложения всегда доступна простая ссылка, по которой любой пользователь может сообщить нам, если у него есть какие-то подозрения относительно качества того или иного приложения. Мы рассматриваем все подобные обращения. Но в целом могу сказать, что система защиты Windows Store современная и попыток взлома пока не зафиксировано.
CNews: Как выстроена система обратной связи?
Михаил Черномордиков: Мы стараемся предоставить разработчикам максимально прозрачную, полную информацию о том, что происходит с его приложением. Прежде всего, действует система оценок и комментариев. И здесь уже по традиции мы используем зарекомендовавшую себя систему, при которой пользователь, который загрузил платное или бесплатное приложение, может оставить отзыв о том или ином продукте. Таким образом, разработчик имеет возможность практически в реальном времени отслеживать, что именно пользователь думает о его решении. Если программист вводит платный продукт, он может приложить к платному продукту бесплатную демо-версию. При получении комментария видно, о какой из версий идет речь. Кроме того, разработчик в личном кабинете магазина Windows видит аналитику по своим приложениям: сколько людей купили его, сколько людей пользуется им, сколько было просмотров карточки приложения в магазине. Также у него есть доступ к статистике по данным соответствующей категории магазина, чтобы отслеживать лидеров загрузки. При использовании механизма внутренних платежей разработчик видит статистику по каждой конкретной покупке. Таким образом,он может постоянно развивать свой продукт.
CNews: Как создать профиль разработчика в Windows Store?
Михаил Черномордиков: Размещение приложений в Windows Store происходит на платной основе. Для организаций стоимость составляет 99долл. в год, для индивидуальных разработчиков - 49 долл в год, для студентов и стартапов по программе BizSpark регистрация в магазине является на год бесплатной. Соответственно, после того, как разработчик зарегистрировался или получил скидку на 100%, он оплачивает регистрационный взнос, после чего у него появляется возможность загружать свои приложения в магазин, публиковать, обновлять и так далее. Для того чтобы издать приложение, необходимы и дополнительные инструменты, например, Visual Studio 2012. У программы есть бесплатная редакция, но существуюти более функциональные версии, например, для командной разработки, для управления жизненным циклом разработки приложений и так далее.
CNews: Как реализована система решений конфликтов разработчиков между собой при выпуске копий приложений, когда есть официальный и несколько неофициальных вариантов?
Михаил Черномордиков: У дирекции Windows Store есть специальный адрес почты, на который любая компания может направить запрос по поводу нарушения авторских прав или, например, неправомерном использовании товарного знака. В этом случае мы рассматриваем запрос и при предоставлении нужной информации можем закрыть доступ к конфликтному приложению. Это касается любых споров. У пользователей также есть возможность сделать запрос по поводу приложения, которое, по их мнению, нарушает те или иные политики магазина. На странице каждого приложения есть кнопка, нажав которую, пользователь может направить свой вопрос. Все вопросы обязательно рассматриваются. Я знаю, что, в принципе, такое происходит, но достаточно редко.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3221