Статья

Поддержка закончилась: что делать с устаревшими версиями Windows?

Windows 8

В течение 2010 года Microsoft запланировала прекращение поддержки сразу нескольких версий своей операционной системы. Несмотря на то, что это решение принято уже давно, многие компании оказались неготовыми к подобным известиям. Какие последствия окончания поддержки Windows могут отразиться на бизнесе и как найти выход из сложившейся ситуации?

В первую очередь, необходимо обозначить, в чем именно заключается техническая поддержка корпорацией Microsoft своих продуктов. В самом общем плане это помощь в решении проблем, возникающих при использовании продуктов. Домашние пользователи редко сталкиваются с необходимостью обращения в Microsoft. В свою очередь, при администрировании технически сложных корпоративных продуктов, в частности, различных серверов, потребность в консультации может возникать значительно чаще.

Впрочем, помощь в решении проблем – это только часть технической поддержки. Помимо этого, она предполагает получение пользователями различных обновлений и исправлений. Все они подразделяются на две группы. К первой относятся обновления безопасности, закрывающие уязвимости системы. Другая часть обновлений не связана с защитой от информационных угроз. Они предназначены для расширения функциональных возможностей системы, улучшения ее интерфейса, обновления драйверов и т.п. Можно сказать, что эти исправления увеличивают стабильность работы ОС, повышают удобство ее использования, упрощают совместимость с различным оборудованием и пр.

Наконец, последняя часть технической поддержки – возможность обратиться в Microsoft с предложениями по изменению дизайна и возможностей продуктов. Понятно, что все просьбы корпорация исполнять не может, но при обращении достаточного числа пользователей со схожими предложениями, они реализовываются и выпускаются в виде обновлений.

Рассмотрим, каких возможностей лишается компания при использовании продуктов, у которых завершился срок технической поддержки. Самое главное, как мы уже говорили, – она не будет получать обновлений, в первую очередь, безопасности. Если не исправлять "дыры", то ОС становится уязвимой для злоумышленников. От это не защитят ни антивирус с файрволлом, ни система обнаружения атак. Иными словами, использовать корпоративную ИС, если в ней находятся компьютеры с незакрытыми уязвимостями, с точки зрения безопасности рискованно. Кроме того, неприятным фактом является и отсутствие всех остальных обновлений. Оно может сказаться на совместимости с новым оборудованием и ПО, а также стабильности работы всей информационной системы в целом. Кроме того, специалисты ИТ-отдела компании лишаются права обращения в службу поддержки Microsoft при возникновении каких-либо проблем с этими продуктами.

Политика Microsoft

В октябре 2002 года корпорация Microsoft опубликовала политику по срокам поддержки, которая распространяется на большую часть ее продуктов. Так, для всех бизнес-продуктов и средств разработки общий срок поддержки составляет 10 лет (срок обслуживания отсчитывается с момента начала продаж нового продукта.). При этом он делится на две части. Первые пять лет длится основная фаза поддержки. В нее включаются все вышеперечисленное. Далее идет расширенная фаза поддержки. В нее входит только обновление для системы безопасности. Также возможно получение и других исправлений, но для этого требуется приобретение специального соглашения.

Составляющие поддержки

Тип поддержки Основная фаза Расширенная фаза
Поддержка по телефону и через интернет + -
Обновления для системы безопасности + -
Запрос на изменение возможностей и дизайна + -

Источник: Microsoft, 2010

Несколько иначе обстоят дела с пакетами исправлений (Service Pack). Они имеют собственные сроки обслуживания. Так, например, каждый пакет обновления любой операционной системы Microsoft имеет срок жизни 2 года. Впрочем, на практике это правило имеет исключения. При выходе каждого обновления Microsoft отдельно определяет срок его жизни. Кроме того, в различных ситуациях компания может переносить дату завершения обслуживания того или иного продукта, как это было, например, с Windows XP.

Все сказанное выше в полной мере применимо к двум наиболее распространенным на сегодняшний день старшим версиям операционной системы Microsoft: Windows XP и Windows Vista, включая их серверные варианты.

Окончание поддержки Microsoft XP и Microsoft Vista

Продукт Начало продаж Завершение основной фазы Завершение расширенной фазы Завершение срока действия пакета обновлений
Windows XP Professional 31.12.2001 14.04.2009 08.04.2014 30.08.2005
Windows XP Professional x64 31.12.2001 14.04.2009 08.04.2014 14.04.2009
Windows XP Professional SP1 30.08.2002 10.10.2006
Windows XP Professional SP2 17.09.2004 13.07.2010
Windows XP Professional SP2 x64 *
Windows XP Professional SP3 21.04.2008 *
Windows Server 2003 28.05.2003 13.07.2010 14.07.2015 10.04.2007
Windows Server 2003 x64 28.05.2005 13.07.2010 14.07.2015
Windows Server 2003 SP1 30.03.2005 14.04.2009
Windows Server 2003 SP2 13.03.2007 *
Windows Server 2003 SP2 x64 13.03.2007 *
Windows Server 2003 R2 05.03.2006 13.07.2010 14.07.2015
Windows Server 2003 R2 x64 05.03.2006 13.07.2010 14.07.2015
Windows Vista 25.01.2007 10.04.2012 11.04.2017 13.04.2010
Windows Vista x64 25.01.2007 10.04.2012 11.04.2017
Windows Vista SP1 04.02.2008 12.07.2011
Windows Vista SP2 29.04.2008 *
Windows Server 2008 06.05.2008 09.07.2013 10.07.2018 12.07.2011
Windows Server 2008 SP2 *

* - поддержка закончится либо через 2 года после выпуска пакета обновления, либо при окончании поддержки самого продукта.
Прим.: пакеты обновлений не имеют фаз поддержки, а поэтому соответствующие ячейки таблицы остаются пустыми.

Источник: Microsoft, 2010

Таким образом, мы видим, что действие некоторых пакетов обновления уже закончилось или будет приостановлено в ближайшее время.

Принятие недавней поправки в систему поддержки Windows позволяет компаниям обращаться к техническим специалистам, но на платной основе. Так, один запрос, присланный по электронной почте или через чат, обойдется в 49 долларов, а телефонный звонок – в 59 долларов.

Это значит, что пользователям придется принимать определенные решения по поводу использования продуктов. Справедливости ради стоит отметить, что Microsoft несколько изменила свою политику в отношении пакетов обновления, срок обслуживания которых завершился. Следовательно, часть пользователей все-таки может рассчитывать на исправления для решения наиболее серьезных проблем.

Делаем выводы

На сегодняшний день в большинстве компаний используются ОС Windows XP и Windows Vista, которые очень скоро перестанут поддерживаться Microsoft. Если компания не отказывается от использования этих решений, то ей остается только один выход – проводить миграцию на более новые версии Windows. При этом понятно, что лучше выбирать самую последнюю операционную систему, обладающую наибольшим сроком поддержки. На сегодняшний день ей является Windows 7. Согласно планам Microsoft основная поддержка этой ОС будет осуществляться до 13 января 2015 года, а расширенная – до 14 января 2020.

Опрошенные CNews российские компании всерьез отмечают необходимость перехода компаний с устаревших версий Windows на более новые, в частности, на Windows 7. Как рассказал Алексей Алексеев, директор по маркетингу производственной компании R-Style Computers, за время выхода XP (25 октября 2001 года) сменилось несколько поколений компьютерного и периферийного оборудования, то есть для того, чтобы софт соответствовал аппаратному обеспечению, для Windows XP написано тысячи патчей, причем не всегда хорошо совместимых. Так, например, дело обстоит с поддержкой многоядерных процессоров в этой системе. Эксперт отмечает, что Windows 7 действительно работает быстрее, чем Windows XP и Vista, даже на старом оборудовании.

Иван Батов, руководитель отдела инфраструктурных решений компании "Астерос", уверен, что компаниям всерьез стоит задуматься о переходе на Windows 7. "Окончание сроков поддержки устаревших версий ОС Windows – это серьезный барьер дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры, поскольку Microsoft больше не будет выпускать обновления по расширению функциональности этого ПО. Прямой угрозе также подвергнется корпоративная информация, так как прекратится выпуск обновлений безопасности ОС", - объясняет он. По его словам, операционная система Windows XP очень хорошо зарекомендовала себя как у корпоративных, так и домашних пользователей, однако эта версия уже не отвечает современным требованиям к функционалу и безопасности операционной системы. Обновление ОС до версии Windows 7, с точки зрения специалиста "Астерос", позволит кардинально повысить уровень управляемости корпоративной ИТ-инфраструктуры и защищенности корпоративных данных, более гибко решать задачи администрирования за счет интегрированной поддержки инновационных технологий. Он приводит в пример тот факт, что в Windows 7 улучшена технология развертывания виртуальных сред (VDI), реализованы новые возможности для простого и безопасного подключения удаленных сотрудников к корпоративным ресурсам и прочее. "Преимущества использования Windows 7 очевидны. В то же время компаниям не стоит переходить на эту версию ОС в авральном режиме, так как Windows 7 существенно отличается от Windows XP по техническим возможностям и интерфейсу. Проект по миграции должен быть тщательно спланирован. Особое внимание при этом следует уделить подготовке конечных пользователей к работе с новой ОС", - замечает господин Батов.

Заметим, что такие сложные процедуры, как миграция информационной системы предприятия на другую ОС, лучше выполнять продуманно, ознакомившись с примерами внедрений, протестировав ее работу и предварительно изучив все особенности. Для этого в Windows 7 есть соответствующие эффективные инструменты – ACT, MAP и USMT. Кроме того, одной из наиболее серьезных причин, по которым компании пока остаются на старых ОС и, в первую очередь, на Windows XP, является адаптированность их КИС именно под эти системы. Для решения этой проблемы в Windows 7 есть возможность работать под Windows XP в режиме виртуализации. При использовании такого варианта пользователи будут работать в привычной среде и с привычным ПО, но при этом сама система останется надежно защищена.